Быстрая навигация: » » Его больше нет Антон Долин — памяти Олега Табакова

Его больше нет Антон Долин — памяти Олега Табакова

12 марта умер Олег Табаков — знаковая фигура в русской культуре последних пятидесяти лет. Выдающийся актер, режиссер, менеджер, худрук, строитель театра, мастер, учитель нескольких десятков самых успешных современных российских актеров — Олег Табаков был и навсегда останется поистине народным артистом. Олега Табакова вспоминает кинокритик «Медузы» Антон Долин.

Олег Табаков — тот редкий артист, к которому легко применить выспренний и, кажется, всегда лишний эпитет «великий». Какой же еще? Карьера длилась 60 лет, и ни на один год Табаков не переставал быть важнейшим компонентом культурного ландшафта, все умножая свои ипостаси. С ним «ушла эпоха»? Да нет же, сразу несколько разных эпох, каждая из которых могла бы стать иной без него. В равной степени человек театра и кино, режиссер и культуртрегер, педагог и худрук. Без него невозможно себе представить тот старый «Современник», который уже полвека назад стал частью истории. Но ведь и самые актуальные современные театральные режиссеры получили карт-бланш от Табакова — главы нынешнего МХТ, преображенного его усилиями: Евгений Писарев и Юрий Бутусов, Кирилл Серебренников и Константин Богомолов. 

Начало карьеры Табакова связано с именами Михаила Швейцера, Олега Ефремова, Григория Чухрая, Галины Волчек. Последние свои роли он сыграл в двух спектаклях Богомолова — юбилейном, в самом деле, и обманчиво-исповедальном «Юбилее ювелира» и пронзительном «Драконе»: он не выходил на сцену, его вывозили, и зал взрывался овацией, так неуместно и так логично прерывавшей ультрасовременную постановку. Посмертной станет роль Табакова в богомоловском кинодебюте — «Год, когда я не родился» (есть шанс, что картина увидит свет до конца 2018-го). А последней прижизненной останется работа в двух полнометражных «Кухнях». Да, Табаков с самого начала был и до последних дней оставался подлинно народным артистом. Народнее не придумать. 

Только он мог в течение одного года сняться в радикальнейшем эксперименте Киры Муратовой «Вечное возвращение» (третья их совместная работа после «Трех историй» и «Мелодии для шарманки») — и, возможно, самом стыдном из «блокбастеров» Сарика Андреасяна «Тот еще Карлосон». Табаков был настолько огромен и лукав, неколебим и противоречив, что был на своем месте везде, где только ни оказывался. 

Что такое «великий артист»? Наверное, тот, кому удалось совместить две актерские судьбы — быть Протеем, меняющимся до неузнаваемости по прихоти постановщика, и создать свое устойчивое амплуа, которое зритель не перепутает ни с чьим. У Табакова получилось. Его слегка надтреснутый мурлыкающий голос, его мягкая улыбка, в которой всегда читалась и доля издевки, черты его лица — красивого и в то же время простодушного, «народный типаж», — не зависящая от обрамления национальная ценность. Образ если не на века, то уж точно на десятилетия. 

А ведь главных ролей у Табакова в кино — именно фильмы дают всенародную славу, а не театр — было до обидного мало. Прежде всего, пламенный Искремас в романтическо-революционной фантазии Александра Митты «Гори, гори, моя звезда» (1969) и, конечно, «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979) Никиты Михалкова, где Табаков оказался идеальным Обломовым, самым нежным, забавным и трагическим героем классической русской литературы. 

На Табакова взглянули другими глазами после эпической «Войны и мира» Сергея Бондарчука, где он играл одну из главных ролей — Николая Ростова. Еще он был Александром Адуевым в «Обыкновенной истории», на сцене и в телеспектакле: очевидно, проза Гончарова с ее тихими парадоксами и лирической иронией как-то особенно совпадала с даром Табакова. Но он много с каким материалом совпадал не менее безупречно. Приключенческое «Достояние республики» и аналитически-детективные «Семнадцать мгновений весны»; легкомысленный «Лев Гурыч Синичкин» — и гоголевский Иван Федорович Шпонька в одноименном фильме; очаровательный Альхен из «12 стульев» — и Берсенев из тонкого и недооцененного «Бирюка» Романа Балаяна. Поистине народный артист — для подтверждения этого факта не нужно никаких званий: Табаков был героем «ДʼАртаньяна и трех мушкетеров» и «Москва слезам не верит», «Мэри Поппинс, до свидания» и «Человека с бульвара Капуцинов». Он был артистом-праздником, и казалось, что ни один телевизионный хит не может по-настоящему сложиться без его участия. 

Ну и как без мультфильмов. «Бобик в гостях у Барбоса» — идеальная анимационная комедия положений, своего рода социальная притча для самых маленьких; кот Матроскин в цикле о Простоквашино — анархической утопии по сказке Эдуарда Успенского; прекраснодушный воспитатель в обаятельном «Волке и теленке». 

Только услышав, Табакова узнавали сразу, безошибочно. С ним рождались, учились ходить и говорить, смеяться и плакать. Он был наш пес. Наш кот. Наш волк. Его больше нет, но останутся картины, спектакли, мультфильмы. Останется голос. 

Похожие новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавить комментарий

Имя:*
E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив