Быстрая навигация: » » Почему оно постоянно дорожает и где безопасно заправлять машину: главные вопросы о топливе

Почему оно постоянно дорожает и где безопасно заправлять машину: главные вопросы о топливе

Почему оно постоянно дорожает и где безопасно заправлять машину: главные вопросы о топливе


Вместе с экспертами отвечаем на наболевшие вопросы и разбираем заблуждения о бензине и дизельном топливе.

Почему бензин постоянно дорожает

— Почему бензин регулярно дорожает?

— Примерно 70% цены бензина составляют налоги. То есть, покупая бензин, вы пополняете бюджет нашей страны. А значит, обеспечиваете образование, здравоохранение, дороги и общественный порядок. Нефтяники на этом зарабатывают в последнюю очередь, уж поверьте.

— Почему российский бензин в Казахстане стоит дешевле, чем в России?

— Как я уже сказал, основная составляющая цены бензина — это налоги. Когда мы ввозим бензин в Казахстан, то не платим экспортную пошлину, так как находимся в Таможенном союзе, и акциз, а он высокий — примерно 11 000 рублей на тонну. НДС в Казахстане не 20%, как у нас, а 12%. Вот поэтому наш бензин и стоит там дешевле.

— Делится ли бензин на зимний и летний? Чем они отличаются?

— Делится, и летний бензин действительно отличается от зимнего. Любой уважающий себя производитель, у которого есть установка каталитического крекинга, зимой в состав бензина всегда вводит бутан-бутиленовую фракцию. Температура кипения бутана — 0 °C, а изобутана — −11 °C. Если мы эту фракцию добавим в бензин летом, она просто испарится, к тому же бутан тяжелее воздуха, поэтому он стелется по земле и может стать причиной возгорания.

В бутан-бутиленовой фракции содержится много водорода, у неё высокое октановое число, благодаря этому зимой машину будет проще завести, даже при сильных морозах.

Летом зимний бензин, наоборот, может затруднить пуск двигателя.

Что такое присадки и зачем они нужны

— Присадки — это всё-таки зло или польза?

— Присадки — специальные добавки для топлива. Они улучшают работу двигателя и уменьшают расход бензина. Следует различать присадки, которые распространяются кустарным способом, либо просто не прошедшие тестирование, и компоненты премиального топлива. Присадки для промышленного использования разрабатываются под жесточайшим контролем. И, разумеется, они безопасны и для человека, и для машины. Если же вы покупаете продукцию неизвестного производителя, можете получить негативный эффект вместо пользы.

— Раньше эффективной присадкой считался свинец. В Узбекистане, например, его до сих пор применяют для производства высокооктанового авиационного бензина, а в России больше не используют. Свинец — страшный яд. По техническому регламенту у нас запрещены почти все свинецсодержащие, марганецсодержащие и железосодержащие присадки для повышения октанового числа. Но зато в избытке есть водород. С его помощью можно делать качественные и высокооктановые компоненты.

Присадки стоит использовать в комплексе. Одной можно улучшить первое свойство, а другой — второе. Производители комплексных присадок всегда стремятся к так называемому синергизму.

Важно также знать все аспекты работы определённых присадок. Есть, например, моющие присадки, антиокислительные. Строго говоря, для наших бензинов никакие другие присадки и не нужны. А вот для дизельного топлива этот ассортимент намного шире.

— Почему некоторые производители автомобилей не рекомендуют использовать бензин с присадками?

— Скорее всего, речь идёт не о присадках. Сейчас в Европе очень популярны разные альтернативные компоненты. Например, дизельное топливо из эфиров рапсового масла или бензин из спирта. Поэтому некоторые компании, особенно немецкие производители автомобилей, в технических паспортах часто не рекомендуют заливать подобное топливо в их замечательный двигатель.

Чем отличается топливо на разных заправках

— Где лучше заправляться?

— Результаты наших проверок показывают, что в основном стандарты качества нарушают независимые АЗС. Среди крупных игроков рынка нарушения минимальны. Советуем заправляться именно у них, ведь там налажена система контроля качества и риски минимальны.

— Можно ли доверять франшизным заправочным станциям и отличается ли на них качество топлива?

— Есть определённые базовые требования, которые распространяются на заправки, работающие по франшизе. Одно из таких требований — соблюдение всех утверждённых мер по контролю качества топлива.

У нас франшизные АЗС контролируются со стороны специализированного предприятия — «Газпромнефть-Лаборатории» — так же строго и в том же режиме, как и собственные.

— Топливо должно регламентироваться ГОСТами?

— Сегодня главный документ — это технический регламент Таможенного союза. А вот ГОСТ, который раньше являлся базовым документом, превратился в рекомендательный. Это привело к тому, что регулятор больше следит за требованиями экологичности и безопасности топлива. А, например, такой параметр, как октановое число, регулируется только ГОСТом. Поэтому в законодательстве пока есть нестыковки.

— Как определить качество бензина в момент заправки?

— На глаз это сделать невозможно. Различные кустарные способы проверки также чаще всего не работают. Единственный способ проверить качество на АЗС — запросить копию паспорта на то топливо, которое прямо сейчас заливают в ваш бензобак.

— Через какое время после заправки некачественным топливом можно почувствовать последствия?

— Например, вы 25 раз заправились некачественным топливом. У вас накопились, допустим, смолы на штоке впускного клапана. Потом вы заправились качественным бензином, ожидая, что он вам там всё промоет, но такого не будет. Промыть топливную систему можно только жёстким моющим средством на станции технического обслуживания. А потом, допустим, снова залили некачественное топливо. В результате клапан завис, его хлопнуло поршнем и загнуло, двигатель сломался и его нужно ремонтировать.

Эффект от некачественного топлива можно оценить, внимательно отследив всю историю заправок для данного типа двигателя.

— В интернете и в жизни регулярно можно услышать одно и то же утверждение, что российские нефтеперерабатывающие заводы изготавливают только 80-й бензин. Дальше его качество поднимается присадками. Какое качество бензина получается напрямую в НПЗ, а какое улучшается присадками?

— Сейчас мы производим очень мало 80-го бензина, основной объём приходится на 92-й и 95-й, значительно меньше (процентов пять) — 98-го, ну и совсем мало (не более 1%) 100-го бензина.

Весь автомобильный бензин производится исключительно на самих нефтеперерабатывающих заводах. В условиях нефтебаз многие производители вводят присадки или пакеты присадок, и такого рода подходы абсолютно правомерны.

— Как должен пахнуть бензин?

— С запахами всё очень субъективно. При некоторых кислородсодержащих компонентах он может напоминать стоматологическую клинику. Если вы спортсмен и любите быструю езду, то для вас это хороший знак.

Но вообще, чем меньше бензин и дизель пахнут и чем прозрачнее их цвет, тем они лучше.

Где лучше бензин

— Почему в регионах качество топлива на заправках ниже, чем в Москве или Санкт-Петербурге?

— Есть две проблемы, которые могут на это влиять. Первая — отсутствие должного контроля: когда с нефтебазы, не проверив качество продукта, отправляют его на АЗС.

Вторая проблема более глубокая. Она связана с тем, что на рынке совершенно легально оборачивается как моторное топливо, попадающее под регулирование технического регламента, так и низкосортные нефтепродукты, например, судовое маловязкое или печное топливо, средние дистилляты. И вполне вероятно, что автомобилист может столкнуться с недобросовестной продажей.

— На популярных АЗС качество бензина очень хорошее. Но при этом оно сильно разнится от региона к региону. Отличается даже расход. В чём может быть причина?

— Разные партии топлива содержат разное количество того или иного компонента. Современный товарный бензин — это коктейль, состоящий минимум из пяти компонентов. Это так называемые изомеризаты — продукты из установки изомеризации, риформаты, катализаты, алкилаты, синтетические продукты из газовых компонентов и метил-трет-бутиловый эфир. Последний — самый высокооктановый компонент. Поэтому бензин — достаточно сложная смесь. Причём на некоторых предприятиях, где нет каталитического крекинга, топливо может состоять исключительно из изомеризата и риформата. В этом случае его качество очень невысокое.

Наши крупные нефтяные компании практически на всех своих заводах имеют дорогие высококлассные установки. На своих АЗС они продают самостоятельно произведённое топливо.

Теперь вопрос: а может ли топливо, приобретённое, например, в Санкт-Петербурге, отличаться от топлива откуда-то с Алтая? Ответ: скорее всего, нет. Различные партии бензина могут иметь небольшие расхождения, но чтобы разница была заметна в пределах одной партии — это маловероятно. К тому же качество всегда можно оценить, если попросить на АЗС паспорт топлива.

Самый лучший способ не нарваться на контрафакт — пользоваться услугами только тех компаний, в которых есть система жёсткого контроля качества от производства до момента заправки.

— Чем отличаются технологии изготовления топлива в России, Азии, Европе?

— Автомобильный бензин и дизельное топливо — это смесь углеводородов. В двигателе это всё сгорает и превращается в углекислый газ и водяной пар. При этом наибольшее количество тепла даёт именно водород. Чем больше водорода, тем меньше расход и выбросы в атмосферу, чище двигатель.

Все установки по производству в России и Европе практически идентичны. Более того, большинство наших установок закуплено либо в Европе, либо в Америке.

— Правда, что в Европе бензин более качественный?

— Качество топлива в Европе действительно достаточно высокое. Там работают крупные нефтяные компании и, естественно, сложилась довольно жёсткая система контроля качества, которой у нас долгое время не было.

Но за последние несколько лет российская переработка сделала мощный рывок вперёд и построила огромное количество сложных и дорогих установок для производства компонентов топлива. Поэтому можно почти с уверенностью утверждать, что наше топливо даже чуть-чуть лучше, чем у европейских коллег. Лучше, в первую очередь, по такому важному критерию, как содержание водорода. А чем больше в топливе водорода, тем меньше вредных выбросов и чище двигатель у автомобиля.

Почему мы не экономим водород, как делают наши европейские коллеги? Потому что у нас очень много природного газа и он относительно дешёвый. А в метане очень много водорода. Извлекая водород из метана, в ходе технологических процессов мы максимально насыщаем им топливо. А в Европе этого не делают из экономических соображений.

— Связан ли срок службы машины с маркой используемого бензина?

— Большую роль играет качество самого автомобиля, а не качество топлива. Также важно качество дорог и климат. Например, в Европе дороги лучше и климат мягче, чем в России. Естественно, там расход бензина будет чуть меньше. Но учитывайте, что и топливо там стоит дороже.

Как бороться за свои права на АЗС

— Что делать, если не доливают бензин на АЗС?

— Недолив на АЗС проверяет Росстандарт. И такие проверки проводятся как в плановом, так и во внеплановом режиме. В случае плановой проверки мы заранее предупреждаем владельца АЗС. А если проверка внезапная, мы обязаны заранее согласовать её с прокуратурой. Прокуратура, кстати, часто не находит оснований для проведения проверки, так как отсутствует факт угрозы жизни или здоровью.

Тем не менее, за последний год мы обнаружили 39 случаев недолива. Это позволяет нам считать такую проблему системной. Для борьбы с ней Росстандарт подготовил ряд инициатив, например оборотные штрафы для недобросовестных владельцев АЗС.

— Что делать, если заправился топливом и что-то случилось с двигателем?

— Это вопрос из юридической плоскости. Во-первых, автомобилисту стоит сохранить чек с той АЗС, на которой он заправился. Во-вторых, на заправках хранится так называемая арбитражная проба последней поставки, служащая для подтверждения качества топлива. Часто автомобилисты берут пробу из бензобака — это неправильно. Там всегда находится смесь различных топлив с нескольких заправок. Необходимо обратиться на станцию и провести анализ арбитражной пробы.

— В таких ситуациях мы, как ведомство, контролирующее качество топлива, рекомендуем обращаться в Росстандарт немедленно. С чеком и иными подтверждающими факт поломки документами. Мы проведём проверку, и в случае выявления нарушений АЗС будет привлечена к ответственности.

— Что делать, если на заправке колонка считает, а топливо не идёт?

— В современных колонках есть система, которая предотвращает пролив бензина, если пистолет или топливный шланг повреждён. Если отрывается пистолет или обнаруживается неисправность, то топливо из шланга переливается обратно. И возникает ощущение, что автомобиль заправляется воздухом.

В таком случае рекомендуем немедленно сообщить персоналу АЗС, что произошло повреждение.

— Могут ли на заправке отказаться наливать топливо в пластиковую канистру?

— Да, могут, по соображениям безопасности. И это требование, соответствующее регламенту работы. Пластик делится на группы, которые взаимодействуют и не взаимодействуют с топливом. А ещё он накапливает статическое электричество, что может привести к воспламенению топлива. Заливать топливо можно только в пластиковую канистру, предназначенную для хранения нефтепродуктов и имеющую соответствующую маркировку.

Какой бензин заливать в машину

— Всё топливо у нас в стране должно быть «Евро-5». Отличается ли расход в зависимости от экологических стандартов?

— В нашем регламенте написано не «Евро-5», а «К-5». И это полностью соответствует всем европейским нормам, обеспечивая «экономичный режим» расхода топлива. Если в регламенте написано «ароматических не более 35» или «олефеновых не более 18» — это тоже обеспечивает снижение расхода. Авторы технического регламента заботятся о потребителях.

— Можно ли перейти с 98-го бензина на 92-й без вреда для автомобиля? Как лучше выбирать октановое число для автомобиля? Можно ли пробовать топливо с октановым числом, не предусмотренным инструкцией?

— Есть разные типы двигателя. Например, американцы очень любят двигатели большого рабочего объёма: 4–5 литров. Они обладают колоссальным запасом мощности и в них невысокая степень сжатия. Для подобных двигателей 92-го бензина будет вполне достаточно.

А если двигатель маленького литража, но огромной мощности, спортивного типа или турбированный, то лучше заливать топливо с максимальным октановым числом. Также если вы экспериментатор, постоянно стремитесь придавать автомобилю ускорение, имеет смысл использовать даже сотый бензин. С ним любой шанс детонации исключён.

— Что будет, если в бак «москвича» залить современный бензин?

— Двигатели «москвичей» бывают разные, но все они достаточно неприхотливые. Они не слишком экономичные, но надёжные. Не на каждой заправке сегодня можно найти 80-й или 76-й бензин, поэтому можно свободно заправляться 92-м. У него моторное октановое число, ну, скажем, 82–83 — это не так много. Метил-трет-бутилового эфира в нём нет. Ничего плохого с двигателем «москвича» не случится.

— Можно ли заправлять автомобиль 92-м бензином, если производитель рекомендует 95-й?

— Только в одном случае: если вы будете очень аккуратно ездить, без резких движений и педали в пол! Но если вы решили подняться в горы или с кем-то посоревноваться, то однозначно нет. Детонация не только повышает расход топлива, но ещё и очень плохо влияет на работу двигателя и ведёт к катастрофическому износу.

— Влияет ли стиль вождения на расход топлива?

— Конструкторы автомобилей уже давно дали ответ на этот вопрос. Минимальный расход топлива наблюдается в тех случаях, когда двигатель работает в оптимальной скоростной характеристике. Нужно, чтобы стрелка индикатора всегда была в вертикальном положении либо в зелёной зоне.

Стоит также помнить, что к повышенному расходу топлива приводят регулярные разгоны и торможения.

Похожие новости

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавить комментарий

Имя:*
E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код: *
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив